rimmir (rimmir) wrote in cmepsh,
rimmir
rimmir
cmepsh

История терактов на транспорте. От народовольцев до наших дней (повторно, с изм.)

Оригинал взят у rimmir в История терактов на транспорте. От народовольцев до наших дней (повторно, с изм.)
Оригинал взят у salatau в История терактов на транспорте. От народовольцев до наших дней (повторно, с изм.)

Впервые мишенью террористов пассажиры международных аэропортов стали 15 июля 1983 года, когда начиненный взрывчаткой большой чемодан взорвался перед стойкой турецкой авиакомпании в международном аэропорту Орли в Париже. Бомба взорвалась раньше времени, она должна была взорваться в самолете во время полета из Парижа в Стамбул.

Взрыв в Орли организовали члены

армянской террористической организации ASALA. Семь человек погибло, 60 получили ранения. Бомба состояла всего лишь из полкило пластиковой взрывчатки Semtex, однако она была соединена с четырьмя портативными газовыми баллонами, что объясняет серьезные ожоги у многих раненых, из которых четверо позднее скончались.

Аэропорты на некоторое время стали одной из наиболее привлекательных мишеней для бомбистов. Статистика, однако, свидетельствует, что в последние десятилетия террористы все реже закладывают бомбы в международных аэропортах, а также в правительственных зданиях, офисах, гостиницах, местах проведения крупных международных мероприятий, на международных курортах и т.д.

Причиной этого стало повсеместное усиление мер безопасности на этих объектах. Поэтому большинство взрывов бомб, в том числе и с участием террористов-самоубийц, в последние два десятилетия происходило в общественных местах, на улицах, магазинах, в автобусах.

Кроме самого взрыва бомбы, серьезную опасность также представляет возникающая паника - спасающиеся люди способны нанести друг другу тяжелые травмы.

Террористы за эти годы не только унесли жизни сотен людей - они также значительно осложнили работу авиакомпаний и аэропортов, сделали менее комфортной жизнь пассажиров, стали причиной роста цен на билеты.

В 2006 году исследовательская корпорация RAND опубликовала доклад, авторы которого исследовали причины, по которым террористические структуры часто выбирают в качестве целей атак объекты транспортной инфраструктуры.

По мнению авторов, это объясняется тем, что в результате таких терактов, как правило, погибает большое число жертв, они вызывают повышенный интерес СМИ и порождают беспокойство большого количества людей, опасающихся, что следующей жертвой могут стать они или их близкие.

Эксперты на основании изучения многолетней статистики также склоняются к выводу, что для организации взрывов бомб террористы не должны обладать особыми организационными способностями и значительными ресурсами.

До 80% всех бомб, применявшихся террористами на протяжении последних десятилетий, были изготовлены в домашних условиях или в примитивных лабораториях. Относительно редко террористы используют армейское вооружение - гранаты, мины, авиабомбы и пр.

Сложность устройства бомб и их смертоносность зависят, прежде всего, от уровня воображения изготовителей и от материалов, которыми они обладают. К числу наиболее часто используемых террористами взрывчатых веществ относятся Semtex, RDX ("циклонит" или "гексоген"), C4 ("пластид"), тринитротолуол и динамит.

Для повышения убойной силы бомбы дополнительно снабжают гвоздями, стальными болтами и пр. Одна из серьезных проблем заключается в том, что из ряда химикатов, используемых, например, при производстве удобрений, возможно изготовить взрывчатку.

По оценкам экспертов, заблаговременно обнаружить взрывное устройство невероятно сложно, поскольку бомбы могут быть замаскированы практически под любой предмет, который может быть доставлен на место взрыва самым неординарным образом.

Все бомбы, которые использовали и используют террористические и криминальные структуры, имеют лишь одну схожу черту - они изначально разрабатываются для того, чтобы быть взорванными.

Наиболее опасны бомбы, которые закладываются в автомобилях, поскольку они имеют наибольшую убойную силу и их взрыв приводит к значительным жертвам и разрушениям. Противостоять подобным угрозам крайне сложно, потому что досмотр всех без исключения автомобилей невозможен.

Небольшие взрывные устройства особо опасны в том случае, если они взрываются в вблизи газовых и электрических коммуникаций внутри зданий, а также в торговых помещениях, заполненных людьми. В последние годы возросла вероятность того, что взрывное устройство на место взрыва доставит человек, не желающий сохранения собственной жизни.

Из истории терактов на транспорте

1881 год. Россия, Санкт-Петербург. Боевики организации "Народная Воля" убили царя Александра Третьего, взорвав его карету. Ранее народовольцам удалось взорвать царский поезд. Народовольцы использовали "бомбовую" тактику, которую несколько десятилетий активно применяли европейские анархисты и революционеры.

1933 год. Бельгия. Впервые в истории гражданский авиалайнер компании Imperial AW был уничтожен в результате взрыва бомбы, пронесенной на борт. Виновников преступления так и не нашли: в его организации обвиняли коммунистов, нацистов, националистов и анархистов. С 1950-х годов взрывы бомб на борту пассажирских самолетов стали настоящим проклятием авиакомпаний.

Взрывы самолетов. В 1955 году в США авиалайнер был впервые взорван преступником-одиночкой. Преступление совершил американец, желавший получить страховку после гибели матери, находившейся на борту самолета.

Начиная с 1960-х годов попытки пронести взрывчатку на борт самолетов стали постоянными. Вероятно первым самолетом, уничтоженным "классическими" террористами с помощью бомбы, был лайнер компании Cubana Airlines, в 1976 году совершавший рейс из Барбадоса в Гавану. Погибло 73 человека. В организации этого преступления был обвинен кубинец, бежавший из Кубы в Венесуэлу, член одной из экстремистских организаций кубинских эмигрантов-антикоммунистов.

В 1983 году сикхские националисты заложили бомбу в самолет авиакомпании Air India. В результате взрыва погибли 329 пассажиров и членов экипажа лайнера. Это крупнейшая катастрофа такого рода.

До 11 сентября 2001 года этот теракт считался наиболее кровавым преступлением террористов. Несмотря на то, что в середине 1980-х годов меры безопасности в аэропортах были существенно ужесточены, террористам периодически удавалось достичь успеха. Наибольшее число удавшихся терактов на счету палестинских террористических группировок и "Аль-Каиды".

Террористы из Народного Фронта Освобождения Палестины впервые начали использовать новую тактику доставки взрывных устройств на борт пассажирских самолетов: они передали заминированный багаж ни о чем не подозревавшим пассажирам (в обоих случаях это были юные девушки). Ныне всех пассажиров предупреждают о том, что перед полетом они не должны брать пакеты и чемоданы у незнакомых им людей.

1973 год. Испания, Мадрид. Члены баскской сепаратистской организации ЭТА взорвали автомобиль, в котором находился премьер-министр Испании. Премьер-министр погиб. Первая успешная бомбовая атака такого рода в современной истории.

1977 год. СССР, Москва. Первый взрыв бомбы в метро. Армянские националисты из партии "Дашнакцютюн" взорвали на станции метро "Бауманская" бомбу, заложенную в чугунную гусятницу. Погибло 6 человек. Впоследствии террористы организовывали взрывы в метро в Баку (Азербайджан), Париже (Франция) и Нью-Йорке (США).

1979 год. Великобритания. Боевики Ирландской Республиканской Армии доставили бомбу на борт яхты, где находился видный британский политик - лорд Маунтбаттен. В результате взрыва лорд и еще три человека погибли. Вероятно, это первый случай, когда террористы организовали взрыв бомбы на борту тщательно охраняемого судна.

1983 год. Франция, Париж. Впервые мишенью террористов стали пассажиры международных аэропортов. Взрыв в международном аэропорту Орли организовали члены армянской террористической организации ASALA. Семь человек погибло, 60 получили ранения. Аэропорты на некоторое время стали одной из наиболее привлекательных мишеней для бомбистов.

1985 год. Болгария, Бургос. Первая террористическая атака в пассажирском поезде. Число жертв неизвестно. Атаку организовали этнические турки - жители Болгарии.

1987 год. Пакистан, Пешавар. Террористы, вероятно связанные с одной из враждующих афганских фракций, взорвали бомбу в рейсовом автобусе, убив несколько человек. В 1990-е годы пассажирские автобусы стали одной из излюбленных мишеней террористов. В последние годы особенно часто подобного рода теракты происходят в Израиле.

2000 год. Йемен, Аден. Впервые террористы использовали катер-бомбу. Катер, нагруженный взрывчаткой и управляемый смертником из "Аль Каеды", взорвался вблизи американского эсминца Cole. Погибло 17 моряков, 37 получили ранения. В 2000 году провалилась аналогичная атака против американского военного корабля Sullivan.

2001 год. США. Впервые террористы захватили четыре самолета и использовали их в качестве управляемых бомб, протаранив Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке и в здание Пентагона. В результате теракта погибли 2 973 человека и 19 угонщиков. Результатом этой атаки стало кардинальное изменение политики США и многих других стран мира, вторжение в Афганистан и Ирак, экономический кризис и т.п.

В декабре 2001 ода впервые бомба на борт самолета была доставлена в ботинке. Террорист Ричард Рейд (англичанин, принявший ислам) пытался взорвать лайнер авиакомпании American Airlines. Его обезвредили пассажиры и члены экипажа. С тех пор в аэропортах США ведется досмотр обуви пассажиров.

2004 год. Испания, Мадрид. Взрыв на железнодорожном вокзале, в результате которого погибли 191 человек, получили ранения 1.4 тыс. Взрыв организовала исламистская организация, связанная с "Аль-Каидой". После этой атаки Испания вывела свои войска из Ирака - впервые террористы смогли добиться выполнения политических требований в результате взрыва бомбы. Ранее террористы часто проводили взрывы бомб на железнодорожных вокзалах: наиболее известен теракт в Болонье (Италия) 1980 года, который организовали неонацисты. Тогда погибло более 80-ти человек).

2005 год. Великобритания. Лондон. Впервые проведена крупномасштабная атака на объекты городского транспорта. В час пик исламисты практически одновременно взорвали три бомбы в трех поездах метро, часом позже был взорван автобус с пассажирами. В результате, погибли четверо террористов и 52 пассажира. Работа лондонской подземки и многих иных служб была парализована на несколько дней.

2006 год. Великобритания. Лондон. Спецслужбы Великобритании объявили о раскрытии заговора по взрыву трансатлантических авиалайнеров. Террористы впервые в истории намеревались использовать "жидкую взрывчатку". Ныне большинство авиакомпаний запрещают проносить в ручной клади любого рода жидкости.

30 декабря 2006 года Мадрид. Испания. Произошел взрыв на автомобильной стоянке четвертого терминала аэропорта Barajas. Взрывчатое вещество было заложено в мини-фургон Renault Traffic. В результате взрыва два человека погибли и более 30 человек получили легкие ранения.

Незадолго до взрыва неизвестный, представившийся членом ЭТА, трижды звонил по телефону в различные службы, предупреждая о взрыве, что позволило полиции заранее оцепить стоянку.

© «NEWSru.com» http://newsru.com

ОТСЮДА










МОЙ КОММЕНТАРИЙ К МАТЕРИАЛУ: НЕМНОГО ТЕОРИИ


Бороться – то же, пожалуй, что и играть в бисер по одноименному роману Германа Гессе, то есть просто жить ради интереса, хотя бы, что также означает противостоять давлению неблагоприятных механических, физических, химических, биологических, социологических, спиритуалистических факторов. Что бы вы ни сделали, каким бы мизинцем ни пошевелили, – тем самым уже против чего-то выступили, право на нечто заявили.

Борьба – основная реальная, в значительной степени латентная форма бытия не только индивидуумов-людей, но и всех живых, динамических, саморазвивающихся систем, в том числе физических взаимоотношений. Ведь в отдельных случаях бороться приходится не за социальное, так сказать родовое выживание, а буквально за минимальную индивидуальную физическую целостность, в том числе ради этого же родового. Например, иногда ради грядущего торжества над недругами вашего учения, ради того, чтобы победить противника или оппонента завтра, надо не быть унесенным ураганным ветром здесь и сейчас.

Борьба как форма существования динамичных саморазвивающихся систем осуществляется в различных формах и по достаточно предсказуемым законам, правилам: конкуренция, мирное сосуществование, рынок, торговля, демонстрация силы, война – на победу, на поражение противника, на достижение поставленных целей.
В древнекитайском (примерно VI век до н.э.) трактате «Искусство ведения войны» Сунь-цзы утверждается, что следует побеждать, не сражаясь: «Главной целью [искусства ведения войны] должно стать подчинение других государств без вступления в военный конфликт – здесь находит свое отражение идеал полной победы», – резюмирует исследователь [У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая. СПб.: ИГ Евразия, 2001. С.195]. Цель оправдывает средства. Победителей не судят. Терроризм – один из видов борьбы, экстремальный, поскольку цели и идеи террористов революционны, поставлены – до их победы – вне законов значительной части окружающего их сообщества и особенно дряхлеющего или просто ненавистного государства, нелегитимны. Они будут романтизированы после победы, если таковая состоится, но это не означает, что дозволены. Тем более они будут не дозволены, поскольку своим да нашим с их помощью удалось победить, а другим для чего?

Борьбу не следует путать с враждой. Борьба характеризует взаимоотношение элементов многого друг с другом внутри вполне гармоничного единого, то есть не всегда на почве вражды, скорее всего на почве обыкновенной инаковости – иного места, иного времени бытия данного единого существования в универсуме, пространстве и времени. В отдельных случаях категория вражда и категория любовь представляют собой только субъективные подходы к совершенно одному и тому же явлению. К примеру, любовь к деньгам иногда означает вражду к их обладателям. А иногда – нет. Но деньги – в качестве всеобщего эквивалента ресурсов жизнеобеспечения – нужны всем.

Некоторые исследователи пришли к неожиданному, пожалуй, выводу, что самая опасная форма борьбы – доброта, добродетель, доброделание: «Люди часто испытывают настоящее отвращение к своим благодетелям, даже не заслуженное последними, только потому, что всякое благодеяние подчеркивает неравенство, моральное унижение одной из сторон. Благодеяние связывает человеческую свободу, и самая искренняя, но слишком навязчивая, липкая, требующая благодарности любовь может вызвать в ответ крайности совершенно обратных чувств. Ведь принуждение отравляет всё. Те задачи, которые решены кем-то за нас, вовсе не решены. Счастье, прогресс, навязаные нам, остаются только внешней формой. На удивление всего света они приводят к обратным результатам, рождают волну дикости, иррационального протеста, желание жечь, убивать, извращать и портить всё, даже язык» [Лифшиц Мих. Ленинизм и проблема наследства // Лифшиц Мих. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 3. М.: Искусство, 1988. С. 265-266].

Так, фактически и исторически выходит, что добро, милосердие – это самый коварный по арсеналу, обеспеченному капиталом того или иного масштаба, вид внешней агрессии, направленной на подавление активизации, против активной свободы и воли конкурирующей личности. Зло же в таком случае выступает внешней агрессией, реально стимулирующей активную творческую свободу и волю личности...

ОТСЮДА







Salatau ®™
Check out my about.me profile!



Яндекс цитирования Рейтинг блогов




скрипт счетчика посещений
Tags: терроризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments